«Грамотейка»






Дополнительная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности «Грамотейка»
Предназначена для обучения чтению дошкольников 5-6 лет, учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей и членов их семей.
В настоящее время обучение чтению детей дошкольного возраста приобрело статус социального заказа. Родители хотят научить читать своих подрастающих детей; при приеме в гимназии, лицеи и школы с углубленным изучением иностранного языка негласно отдается предпочтение читающим дошкольникам.
Процесс обучения грамоте условно делится на 3 модуля. В первый модуль обучения проводится 19 занятий, во второй - 24 занятия, в третий - 21 занятие. Продолжительность каждого занятия 25 минут.
Срок реализации программы: 1 год.
Обучение чтению в соответствии с программой осуществляется с учетом следующих условий:
- ребенок должен быть психологически готов к обучению чтению, у него должны быть достаточно развиты зрительное и слуховое внимание, мышление, память, устная речь, пальцевая моторика;
- обучение проводится с использованием игровых методик, ориентируясь на игру как на основную форму деятельности дошкольника, так как именно игра наиболее доступна, понятна и интересна дошкольникам, именно в игре наиболее полно удовлетворяются их насущные потребности, только в игре можно «как бы мимоходом достигать обучения чтению и письму», о чем писал еще К. Д. Ушинский;
- обучение проходит на положительном эмоциональном фоне, без какого бы то ни было давления, насилия, выражения взрослым своего недовольства и разочарования, если ребенок в чем-то не оправдал его ожиданий;
- процесс обучения грамоте строится только на материале правильно произносимых ребенком звуков, в связи с чем следует изменить традиционно принятую последовательность ознакомления детей с буквами русского алфавита.
В соответствии с данной программой звуки позднего онтогенеза и соответствующие им буквы изучаются в последнюю очередь. Программа предлагает следующую последовательность изучения букв: А, У, О, И, Т, П, Н, М, К, Б, Д, Г, Ф, В, X, Ы, С, 3, Ш, Ж, Э, Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.
В основе обучения чтению в соответствии с данной программой лежит звуковой аналитико - синтетический метод, опирающийся на овладение детьми навыками языкового анализа и синтеза. Чтобы научить ребенка читать, необходимо его подвести к пониманию того, что речь рождается из слова. Дошкольник усваивает звуко-слоговое строение слов русской речи и обозна- чение звуков буквами. Метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений - на слова, слов - на слоги, слогов - на звуки и, наоборот, объединение звуков в слоги, слогов - в слова, слов в предложения.
Программа занятий
- Цель и задачи программы
Цель: формировать и совершенствовать навыки сознательного слогового чтения.
Основными задачами данной программы являются:
1. Развивать умения называть слова с определённым звуком в определённой позиции: в начале, середине, конце слов.
2. Упражнять детей различать на слух слова в предложении, указывать количество слов в предложении, их последовательность, строить предложения по заданной схеме.
3. Развивать мелкую моторику рук, умение ориентироваться на странице тетради.
4. Познакомить детей с буквами русского алфавита, с терминами: звук, буква, слог, предло- жение, гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий.
5. Формировать навыки послогового чтения и письма букв печатного шрифта.
6. Обогащать словарный запас дошкольников.
7. Упражнять детей составлять звуковую схему слогов и слов.
8. Формировать умения детей делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, определять ударный слог.
9. Воспитывать активность, любознательность, заинтересованность, аккуратность, любовь и уважение к книге.
10. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. - Объем, формы и режим занятий
Занятия проводятся в групповой форме.
Количество занятий – 64 занятия. Режим занятий два раза в неделю по 25 минут.
Учет психологических особенностей детей дошкольного возраста диктует необходимость соблюдения некоторых особенностей в проведении занятий по обучению чтению: оптимальное разнообразие видов деятельности; введение физкультминуток, их смена; использование игрового материала с целью снятия напряжения; переключение внимания детей с одного вида деятельности на другой.
Постепенное обучение сознательному, правильному и плавному слоговому чтению вслух слогов, отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных по содержанию, идет на основе:
- правильного и относительно быстрого узнавания букв;
- чтения с паузами и интонациями, соответствующими знакам препинания в конце простого предложения;
- знакомства с правилами гигиены чтения. - Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
В конце обучения по программе третьего модуля проводится подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы в форме игрового занятия с участием родителей.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника